Вернуться к обычному виду

Интервью с главой района

23.12.2015 УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Агентство стратегических инициатив по поручению Правительства Российской Федерации разработало Стандарт инвестиционной привлекательности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Правительство Ставропольского края приняло решение о внедрении Стандарта не только в субъекте, но и на территории всех муниципальных районов и городских округов края. О результатах его внедрения на территории Степновского муниципального района мы беседуем с Сергеем Викторовичем Лобановым, главой Степновского муниципального района Ставропольского края.
- Сергей Викторович, скажите несколько слов о работе по внедрению Стандарта.
- Так как Стандарт - это свод определённых требований с целью создания предпосылок для увеличения потока инвестиций, над его внедрением работали все отделы администрации района, а для исключения фактов формализма качество выполнения оценивалось экспертной группой, состоящей из представителей предпринимательского сообщества. В результате был разработан комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, прозрачности системы поддержки предпринимателей, защите прав инвесторов.
- Обязательным условием внедрения Стандарта является разработка и утверждение инвестиционной стратегии. Как здесь обстоят дела?
- Да, действительно, инвестиционная стратегия до 2020 года, утверждённая распоряжением администрации района от 11 сентября 2015 г. № 226-р, является главным целеполагающим документом инвестиционной политики района на ближайшую перспективу. Предварительно был проведён анализ социально-экономического развития района, факторов инвестиционной привлекательности, выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Далее определены цели и задачи, приоритетные направления инвестиционной деятельности. Механизмами реализации инвестиционной стратегии будут муниципальные программы, участие в федеральных и государственных программах, привлечение средств из внебюджетных источников и поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности.
- Как же потенциальному инвестору узнать о нашем районе?
- Для продвижения района на рынок инвестиционных ресурсов, предоставления потенциальному инвестору необходимой информации об инвестиционном, экономическом потенциале разработан инвестиционный паспорт района. Здесь есть характеристика района и основные показатели социально-экономического развития, конкурентные преимущества, подтверждающие экономическую целесообразность инвестирования в создание новых предприятий, информация о ключевых реализуемых инвестиционных проектах, перечень и описание свободных земельных участков, контактная информация, перечень нормативных правых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, информация об имеющихся формах муниципальной поддержки.
- Сергей Викторович, отметьте пожалуйста конкурентные преимущества района.
- Надо признать, что район имеет низкую инвестиционную привлекательность: отдалён от краевого центра, отсутствует железная дорога, трудовые ресурсы имеют невысокую квалификацию и многое другое. Тем не менее, нам надо умело использовать наши особенности и всё то, что мы имеем. А главным богатством района является земля. На душу населения наши аграрии производят зерна больше, чем кто-либо в Ставропольском крае. Современные агротехнологии и высокая солнечная активность позволяют на орошаемых землях выращивать овощи с максимальным выходом сухого вещества, фрукты - с высоким содержанием сахаров. Отдалённость района от крупных промышленных производств позволяет получать экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Реалии современности требуют переходить от сырьевых поставок к производству готовой продукции.
Животноводство в районе объективно специализируется на овцеводстве. Имеется передовой опыт производства тонкорунной шерсти. В стране растёт востребованность мяса говядины и баранины. Повышение роли животноводства предполагает направления, являющиеся инвестиционно-привлекательными: восстановление потенциала животноводческой отрасли, включая племенное дело, развитие птицеводства, кормовой базы, использование принципов энергосбережения.
На территории района имеются минеральные ресурсы для развития производственной сферы: песок - для производства силикатного кирпича, глина – для производства строительных материалов. Район располагает определённым потенциалом для развития охотничье - рыболовного, сельского, экологического туризма.
Мы готовы предложить взаимовыгодные условия и всестороннюю поддержку в реализации значимых для района бизнес - идей, которые, исходя из природных, трудовых и других ресурсов, целесообразно реализовывать на территории района с максимальной экономической, бюджетной и социальной эффективностью.
- Каковы же формы поддержки субъектов инвестиционной деятельности?
- Постановлением администрации района от 18 сентября 2015 г. № 375 определены основные направления инвестиционной деятельности, в отношении которых применяются меры муниципальной поддержки. Здесь мы руководствовались необходимостью расширения видов экономической деятельности и повышением занятости населения района. Прежде всего, будут поддержаны инвесторы при реализации инвестиционных проектов в области развития овощеводства, ягодниководства, виноградарства, садоводства, животноводства, по организации производств по переработке сельхозпродукции, пассажирских и грузовых перевозок, развития сферы бытовых услуг населению.
Установлены две формы поддержки: финансовая и нефинансовая.
Финансовая поддержка включает в себя предоставление льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, в том числе и землёй, льгот по земельному налогу и выделение субсидий из бюджета района.
Нефинансовая форма поддержки - это административное сопровождение инвестиционных проектов; сокращение сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства; оказание содействия инвесторам в подборе и предоставлении земельных участков для размещения объектов инвестиционной деятельности; предоставление субъектам малого и среднего бизнеса имущества, свободного от прав третьих лиц.
Кроме этого, существуют механизмы государственной поддержки, которые надо активно использовать. Получить поддержку не просто, предъявляются определённые требования. И чем выше социальная значимость проекта, его бюджетная и экономическая эффективность, тем выше возможность её получения. О том, как правильно составить бизнес-план и какими мерами поддержки можно воспользоваться, 10 декабря 2015 года для наших предпринимателей краевым Фондом поддержки предпринимательской деятельности был проведён обучающий семинар.
Сегодня изучается возможность в соответствии с законом Ставропольского края «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае» создать в нашем районе зону муниципального развития, в результате чего инвесторы могут получить дополнительные налоговые льготы.
- Сергей Викторович, но всегда ли бизнесу нужно то, что предлагают чиновники? Как обеспечить адекватное реагирование на потребности бизнеса и исключить излишние административные барьеры?
- Связующим звеном между бизнесом и администрацией района является Совет по развитию малого и среднего бизнеса, в состав которого вошли активные и прогрессивные предприниматели, а также представители общественных организаций: некоммерческого партнёрства «Степновские предприниматели» и ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. Все нормативные правовые акты в области развития предпринимательства и инвестиционной политики принимаются после одобрения их Советом. На заседаниях рассматриваются вопросы легализации предпринимательской деятельности, уменьшения административного давления на бизнес, применение льготных режимов налогообложения, повышение информированности хозяйствующих субъектов и другие. Что невозможно решить, в силу отсутствия полномочий, в виде предложений и пожеланий направляется в вышестоящий орган.
Кроме этого, на сайте администрации района, в разделе «Инвестиции», вы сможете найти всю необходимую информацию, также предоставлена возможность посредством канала прямой связи связаться с руководством администрации района для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
- Каковы результаты инвестиционной деятельности в последние годы?
- Объём инвестиций в основной капитал в 2014 году (за исключением бюджетных средств), характеризующий частное инвестирование и являющийся индикатором эффективности в целом экономического развития, в расчёте на одного жителя увеличился в 3,1 раза и составил 2932 рубля, по итогам 2015 года ожидается на уровне 3500 рублей, однако значение данного показателя в восемь раз ниже среднекраевого уровня. Основным источником инвестиционной деятельности в районе является прибыль, полученная сельхозтоваропроизводителями, а неурожай зерновых культур, низкие закупочные цены на продукцию всегда отрицательно влияют на инвестиционную составляющую. Поэтому одной из важных задач является глубокая переработка производимой на территории района сельхозпродукции, создание производств с высокой добавленной стоимостью.
В завершение нашего интервью хочу обратиться к нашим предпринимателям и всем жителям района. Мы внедрили Стандарт, проще сказать разработали правила игры, но без активного сотрудничества с вашей стороны они могут остаться на бумаге. Мы ждём вас с любым инвестиционным проектом, в не зависимости от объёма его финансирования, готовы рассмотреть любую инициативу и идею.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,ИЗДАННЫХ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

1) постановления администрации Степновского муниципального района Ставропольского края:
- от 31 августа 2015 г. № 318 «О порядке прохождения административных процедур, регулирующих предоставление хозяйствующим субъектам, реализующим на территории Степновского муниципального района Ставропольского края инвестиционные проекты, земельного участка в аренду и решения на строительство (реконструкцию)»;
- от 18 сентября 2015 г. № 375 «О формах муниципальной поддержки по основным направлениям инвестиционной деятельности на территории Степновского муниципального района Ставропольского края»;
- от 18 сентября 2015 г. № 374 «Об утверждении порядка административного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Степновского муниципального района Ставропольского края»;
- от 27 июля 2015 г. № 289 «О муниципальной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на территории Степновского муниципального района Ставропольского края».
2) решения Совета Степновского муниципального района Ставропольского края:
- от 04 июля 2014 года № 7/69-III «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- от 11 декабря 2015 года № 21/164-III «Об утверждении Порядка предоставления льгот по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Степновского муниципального района Ставропольского края инвесторам инвестиционных проектов»;
3) во всех сельских поселениях района утверждены Положения о налоговых льготах, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов на подведомственных территориях.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СТЕПНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА
(Выдержки из текста)

В целях улучшения инвестиционного климата в рамках достижения целей и решения задач Инвестиционной стратегии сотрудничество органов местного самоуправления района должно строиться на следующих принципах:
- соблюдение на территории района в целом и в каждом муниципальном образовании требований Стандарта;
- выстраивание взаимодействия органов местного самоуправления района с предпринимателями и инвесторами по принципу «одного окна»;
- содействие в реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики района;
- отказ от дополнительных административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории района;
- невмешательство органов местного самоуправления района и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- обеспечение доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в районе к публичной информации органов местного самоуправления района;
- решение вопросов, возникающих между органами местного самоуправления района и субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, преимущественно путём переговоров в формах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- взаимная гласность и информированность.
Со всем текстом Стратегии вы можете ознакомиться на официальном сайте администрации района по адресу: wwwstepnoe.ru, кроме этого здесь вы найдёте всю информацию, касающуюся инвестиционной политики района.

Подготовила
Екатерина РУКОВИЦИНА.


Возврат к списку