Вернуться к обычному виду

Школа приемных родителей

30.07.2013

Школа приемных родителей

В последнее время мы можем наблюдать растущее внимание и со стороны государства и общества в целом к проблеме детства, в том числе к положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Право любого ребенка жить и воспитываться в семье не просто декларируется, но, прежде всего при поддержке государства, создаются условия для реализации такого права для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс предусматривает три формы устройства несовершеннолетних в семью: на опеку и попечительство; на усыновление; создание приемной семьи. Сегодня в России развиваются разные виды замещающего воспитания: устройство в семью на длительный срок, устройство с перспективой на усыновление (подготовка к усыновлению), экстренное устройство на патронатное воспитание, устройство на короткий период (до полугода), предоставление регулярного периодического устройства на выходные дни, каникулы.

Анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не в полной мере информированы о разнообразии  форм семейного устройства, не в полной мере представляют процедуру подготовки документов и процессуальные особенности передачи ребенка в семью, не знают о психологических особенностях развития и адаптации  детей, оставшихся без родительской опеки. Поэтому часто сталкиваются с трудностями, иногда непреодолимыми, которые болезненно сказываются и на детях, и на самих родителях уже после взятия ребенка в свою семью. В связи с этим важно, чтобы приемные семьи, включая и взрослых и детей, были психологически, морально и, в некоторых случаях, профессионально подготовлены.

Помимо юридической и процессуальной подготовленности, приемным родителям необходимо  знать об особенностях психического и соматического развития ребенка, о возникновении практически неизбежных и закономерных стрессах и кризисах при становлении замещающей семьи. Дети, в свою очередь, также должны быть психологически подготовлены к жизни в новых условиях замещающей семьи.

Важно отметить, что дети-сироты и дети, входящие в группу риска по социальному сиротству – так называемое сиротство при живых родителях, - имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации, они превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Кроме того, ребенок, по разным причинам потерявший свою кровную семью, переживший разлуку с собственной семьей не готов сразу перейти в замещающую. В практике работы и в литературе много примеров, когда ребенок  деструктивно, разрушающим образом действует на замещающую семью.      Поэтому многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенным ресурсом для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной заботе  о ребенке, имеющим депривационные нарушения.  

    Каждая семья, принимающая ребенка, нуждается в системе социально-психологической помощи. Такую помощь может оказать ГКОУ «Детский дом №5» начинающий работать по проекту «Школа приемных родителей», который является совместным проектом Министерства образования  Ставропольского края и Государственного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками».  Это совместная работа с Отделом образования Администрации Степновского муниципального района.

Цель проекта: подвести кандидатов в приёмные родители к осознанному выбору стать приёмными родителями.

 Наша задача: обеспечить реальную подготовку к сознательному родительству, помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность. Подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, дать слушателям системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи.

В ходе обучения в «Школе приемных родителей» по программе   для кандидатов в замещающие родители слушатели могут:

- Получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, процедурную, процессуальную.

- Разобраться в требованиях и нормах, освоить процедуру подготовки документов.

- Реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью.

- Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка. Понять особенности развития и состояния здоровья отказных детей, возможности и механизмы реабилитации.

- Узнать о проблеме контактов приемного ребенка с биологическими родителями.

- Узнать о типичных родительских ошибках, ожиданиях и разочарованиях. Научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации и взросления.

- Изучить педагогические приёмы, направленные на компенсацию моральных травм и отрицательного опыта у детей.

- Встретиться с приемными родителями, имеющими опыт усыновления и воспитания детей разного возраста.

         Прохождение обучения в «Школе приемных родителей» обязательное условие для желающих взять ребенка на воспитание по всей территории Российской Федерации.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов и  консультаций. Занятия и консультации ведут специалисты-практики: психолог, юрист, врач, социальный педагог, прошедшие специальную подготовку. По результатам обучения слушателям «Школы приемных родителей. Программы для кандидатов в замещающие родители» выдается психологическое заключение по единой форме.

Алфимов Г.П.,

директор ГКОУ «Детский дом №5»


Возврат к списку