Вернуться к обычному виду

РАЗЪЯСНЕНИЯ по наиболее часто возникающим вопросам в связи с изменениями в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

23.06.2016     Глава первая Федеральная закона «О специальной оценке условий труда»  дополнена положением, которым  работник наделяется правом обращаться  к работодателю с предложениями  по идентификации на его рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов при  проведении специальной оценки условий труда в организации (далее  соответственно – спецоценка, идентификация). Ранее такое право работника не было закреплено. При этом в случае наличия таковых предложений работника  работодатель  обязан предоставить их организации, проводящей спецоценку.
    Внесены поправки в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые изменяют процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, на которых по результатам спецоценки установлены допустимые условия труда (класс 2). По общим требованиям, действовавшим до вступления изменений, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее- декларация) могла оформляться и подаваться работодателем только в случае, когда на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы не были выявлены в ходе идентификации. Такое рабочее место признается с допустимыми условиями труда (2 класс) без проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных  производственных факторов. Согласно новым требованиям декларация оформляется также в случае если рабочее место, на котором по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных  факторов были установлены оптимальные (1 класс) или допустимые условия труда (2 класс). Декларация  не оформляется, если на рабочем месте с допустимыми условиями труда:
     заняты работники, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,  специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
    в связи с работой работнику в соответствии с законодательными и иными  нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными  условиями труда;
    по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или)  опасные условия труда.
    Если на дату 01 мая 2016 года работодателем декларация уже была оформлена и подана  в Государственную  инспекцию труда по Ставропольскому краю, при этом у работодателя есть рабочие места, условия труда  на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать уточненную декларацию, указав в ней данные рабочие места с учетом вышеприведенных исключений. Срок подачи работодателем уточненной декларации законодательством не установлен. Следует подчеркнуть, что процедура декларирования, предусмотрена  только в рамках проведения спецоценки и не распространяется на результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
    Обращаем Ваше внимание, что в настоящее время с целью учета изменений, внесенных в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», Минтрудом России разработан проект приказа о внесении изменений  в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», предусматривающий также изменения в приказ  Минтруда России  от 07 февраля 2014 г. № 80 н «О форме и по¬рядке подачи декларации, Порядке формирования в ведения реестра деклараций» . В связи  с этим  уточненную декларацию следует подавать в Государственную инспекцию труда Ставропольского края  после вступления в силу таких изменений (письмо Минтруда России от 07 июня 2016 г. № 15-1/ ООГ-20952).
    Расширен перечень оснований для прекращения действия декларации:
    несчастный случай на производстве (кроме несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);
       выявление у работника профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных  факторов;
    выявление  в ходе проверки государственной инспекцией труда нарушений государственных требований охраны труда.
    С 01 мая 2016 года на работодателя возложена обязанность, согласно  которой в течение трех рабочих дней со дня утверждения результатов проведения спецоценки в организации, то есть отчета о проведении спецоценки, работодатель  обязан уведомить об этом организацию, проводившую спецоценку.  Направить такое уведомление можно любым доступным способом, позволяющим  получить подтверждение такого уведомления адресатом (например, передать с курьером под подпись ответственного лица, направить по почте с уведомлением о вручении и т.д.). Кроме того,  необходимо направить в ту же организацию копию отчета о проведении спецоценки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного  документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
    Внесены изменения в статью 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в части  проведения внеплановой  спецоценки, в том числе основания и сроки её проведения.
    Ранее действовал единый срок проведения внеплановой спецоценки – шесть месяцев со дня наступления основания для её проведения. В настоящее  время в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или  изменение технологического процесса или замена производственного оборудования срок проведения внеплановой  спецоценки увеличен до двенадцати месяцев.
    Так, установлены условия, при которых внеплановая  спецоценка может не проводиться:
    в случае изменения фамилии, имени, отчества работодателя- индивидуального предпринимателя, реорганизация работодателя- юридического лица;
    изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
    Решение о непроведении внеплановой спецоценки должно приниматься комиссией, созданной работодателем в организации.
    В случае получения работодателем предписания государственного инспектора о проведении внеплановой спецоценки не допускается работодателем ухудшения в части предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными  условиями труда работникам, занятым на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая спецоценка, до утверждения отчета о проведении спецоценки.
    В связи с вышеизложенным следует учитывать требования принятых изменений при организации проведения спецоценки работодателем в организациях.   
                                                                               


Возврат к списку