Вернуться к обычному виду

Прокуратура Степновского района. Обязательно ли заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов?

08.05.2020


Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации 
собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать 
обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
На основании данной нормы законодательства сбор твердых 
коммунальных отходов граждан может осуществляться только региональным оператором.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон о ТБО) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. 
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В силу п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг 
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. 
Из толкований данных положений законодательства ч. 1 ст. 24.7 
и ч. 1 ст. 24.7 Закона о ТБО следует, что региональный оператор ООО «ЖКХ» и собственник жилого дома не могут уклоняться от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем предполагается наличие устного согласия собственника на оказание ООО «ЖКХ» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключение данного договора (конклюдентные действия) с 01.01.2019.
При этом, действия ООО «ЖКХ» по сбору твердых коммунальных отходов считаются выполненными с 01.01.2019, вне зависимости от того, заключали ли пользователи помещений договор на оказание данных услуг и предоставляли ли контейнеры либо иные накопления отходов для сбора и вывоза их региональным оператором.
Соответственно, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления собственники могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Единовременная компенсационная выплата учителям, переехавшим на работу в малые города и сельскую местность

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2019 № 1430 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», вступающим в силу с 01.01.2020, предусмотрена выплата учителям, переехавшим на работу в малые города и сельскую местность, единовременной компенсации. Вышеуказанные выплаты предназначены для учителей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, в рамках государственной программы «Развитие образования».
Единовременная компенсационная выплата предоставляется учителю органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании заключенного с учителем договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также трудового договора, заключенного учителем с общеобразовательной организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, предусматривающего, в том числе, распространение трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, учитель, заключивший трудовой договор, принимает на себя следующие обязательства:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения трудового договора по должности;
- в случае неисполнения данного обязательства учитель должен возвратить выплату в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме при расторжении трудового договора, за исключением случаев прекращения трудового договора по следующим основаниям: 
- отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законом порядке, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
- признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
- смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим;
- наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков
Распространение наркотических средств среди населения является одной из социально значимых проблем в обществе. Потребление наркотиков оказывает крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в социуме, правопорядок, культуру и здоровье населения, особенно несовершеннолетних граждан.
     В целях противодействия незаконному обороту наркотиков  Федеральным законом Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста, за хищение и вымогательство наркотических средств ответственность наступает с 14 лет.
До наступления возраста уголовной ответственности правоохранительными органами совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних применяются меры к виновному лицу, а также к его родителям либо лицам, их заменяющим. Правонарушители в обязательном порядке ставятся на учет, с ними проводится профилактическая работа.
Согласно ч. 2 ст. 87 УК РФ к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Не менее значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера в виде:
а) амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра;
б) принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа;
в) принудительного лечения в стационаре специализированного типа;
г) принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Уголовным кодексом Российской Федерации за хранение, перевозку, изготовление и т.п. в ч. 1 ст. 228 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 
Помимо уголовной ответственности законодательством предусмотрена и административная ответственность за употребление, приобретение и  хранение наркотиков.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает наказание за указанные действия без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов даже в крайне незначительных  размерах по ст. 6.8  и ст. 6.9 КоАП РФ. За совершение этих правонарушений последует штраф до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности
Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ глава 20 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнена статьей 20.6.1, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
При этом указанные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, влекут повышенную административную ответственность.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 
20.6.1 КоАП РФ, а также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях по ст. 20.6.1  рассматривают судьи районных судов.
Перечень должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренным статьей 
20.6.1 КоАП РФ, утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №975-р «Об утверждении Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ».
Как получить статус безработного?

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
С 09.04.2020 для получения статуса безработного не требуется личного присутствия, так как организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.
Для получения соответствующего статуса гражданину необходимо заполнить в электронной форме заявление в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
 Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. 
При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Кроме того, граждане также в электронной форме уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.
Восстановление процессуальных сроков в период распространения коронавирусной инфекции
В период распространения пандемии одним из вопросов граждан является право на восстановление процессуальных сроков в связи с введением ограничительных мер в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции.
21 апреля 2020 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и ограничительных мер. Так, Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков 
(ст. 112 ГПК РФ, ст. 117 АПК РФ, ст. 95 КАС РФ, ст. 130 УПК РФ).
К уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (т.е. тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок.
Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Ответственность за уничтожение либо повреждение воинских захоронений а также памятников защитникам Отечества
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.04.2020 № 112-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 243.4, устанавливающей уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за её пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков или других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвящённых дням воинской славы России (в том числе мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвящённых лицам, защищавшим Отечество или его интересы, в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов.
За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа до 3 млн. рублей, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения
Законодательством о недрах установлены полномочия органа местного самоуправления, к которым относятся: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона Российской Федерации «О недрах», контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При этом распоряжение участками недр местного значения не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
К участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Без лицензии имеют право осуществлять добычу (изъятие) общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод только собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков в следующих случаях:
- использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе (в границах данных земельных участков без применения взрывных работ);
- использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения;
- строительство для собственных нужд подземных сооружений на глубину до пяти метров.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Во всех остальных случаях пользование недрами должно осуществляться на основании лицензии на пользование недрами, оформленной в установленном законодательством порядке.
Необходимо отметить, что за нарушения, касающиеся пользования недрами без лицензии предусмотрена как административная ответственность по статье 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и уголовная ответственность по статье 255 Уголовного кодекса Российской Федерации.


Возврат к списку